Чертенята из табакерки

Заявленная в регионе кадровая революция рискует стать  профанацией

Едва освоившись в регионе, врио губернатора Глеб Никитин обозначил свежие подходы к своей кадровой политике. Сам выпускник первого набора президентской программы подготовки высших управленцев, где пришлось и под танк ложиться, и со скалы прыгать, он продекларировал самые высокие требования к региональным руководителям и процедурам их отбора. Правда, под танк им ложиться было уже не надо, однако компетентность в своей сфере, готовность к открытой конкурсной борьбе  и незапачканная анкета были объявлены необходимыми условиями занятия руководящих кресел. Были обещаны преференции и нижегородцам, которые дальше всех продвинулись во всероссийском конкурсе «Лидеры России». И даже частично реализованы – победитель в финале нижегородец Алексей Алехин был назначен руководителем областного департамента по развитию туризма.

«Мы будем постоянно сотрудничать с участниками конкурса, чьи лидерские качества востребованы регионом. В области есть немало возможностей для роста и развития, и присутствует огромный запрос на новые кадры, в том числе, в муниципалитетах», — отметил глава региона на встрече с финалистами конкурса.

Более того, в регионе был заявлен проект «Команда правительства» с созданием  кадрового интернет-портала, на котором могут зарегистрироваться кандидаты на конкурсные вакансии и на зачисление в региональный управленческий резерв.

«Этот портал дает возможность любому активному гражданину, неравнодушному жителю Нижегородской области, да и всей страны, заявить о себе, предложить свои идеи, свои услуги для работы в правительстве Нижегородской области, в муниципальных образованиях, соответствующих структурах», – продекларировал Глеб Никитин.

В рамках проекта был объявлен конкурс на замещение должностей областного министра культуры и двух заместителей главы администрации Нижнего Новгорода. Первый этап программы, включающий регистрацию на портале и заполнение анкеты, закончился10 июня.  На эту дату на портале зарегистрировались 10367 пользователей. Необходимые  анкеты заполнили 4660 человека, из них на пост министра культуры —  846 (допущены ко второму этапу 613), на должности заместителей главы Нижнего Новгорода – 962 (допущены 690). Во второй этап по зачислению в резерв управленческих кадров вышли 1970 человек. На этом этапе участники  программы пройдут тесты на общую эрудицию и знание российского законодательства. В общем, примерно так же, как и в конкурсе «Лидеры России». По сути, наш региональный проект —  калька с федерального, тоже заточенного под выборные цели.

Поначалу кажется, что  Глеба Никитина несправедливо, да и рановато, укорять в невыполнении своих кадровых деклараций. Наиболее толковые местные руководители, такие как Евгений Люлин и часть министров, остаются пока при деле. Даже пресс-секретарь, по шанцевской традиции, и тот местный. Ну а те, кто пришелся не ко двору, в мягкой форме отправляются, кто в Госдуму, кто в Росатом. Вполне вероятно, что после губернаторских выборов произойдут очередные передвижки.

Однако, если заглянуть за ярко освещенную пиарщиками авансцену, то оказывается, что основу обновленного регионального правительства составили всё же «варяги». Именно они и стали контролировать наиболее бюджетоемкие и ресурсные направления: социалку, имущество с землей, дорожное строительство и транспорт.

В городском хозяйстве примерно такая же ситуация. Местному главе администрации Владимиру Панову приданы в помощь заезжие новички в замы, на стройку, на ключевое муниципальное предприятие «Водоканал», автотранспортное предприятие. И вот почему-то чувствуется, что не сам он лично их приглашал.

На первый взгляд, появились эти бюрократические гастарбайтеры неизвестно откуда, словно материализовались из воздуха или выпрыгнули как чертенята из табакерки. Но если приглядеться попристальнее, то «варяжские гости» прибыли к нам не по собственной инициативе и отобраны не только по своим профессиональным и личностным качествам.

К самому приглашению «варягов» особой аллергии у нижегородцев нет. Местному, заросшему тиной, болоту периодически требуется освежающая чистка. А вот к личностям  заезжих управленцев, критериям их отбора и назначения вопросы остаются. Среди критериев  в основном наблюдается питерско-ростеховский след, частично московский с уральским. Да и это не беда. Неважно, какого цвета кошка, лишь бы мышей хорошо ловила. Если в регион приедут из столиц настоящие профи, то это пойдет ему только на пользу. И вот тут опять начинают терзать смутные сомнения.

«Варяги» декларируют в своих портфолио богатый опыт и всяческие успехи, но на прежних местах работы с ними почему-то легко расстаются. Такое ощущение, что по-хорошему избавляются и пристраивают подальше от тех мест, где они этот опыт уже продемонстрировали. И это ощущение крепнет после того, как дотошные журналисты начинают раскапывать неприглядные факты в их прежней трудовой биографии. Некоторых, оказывается, и вовсе публично поругивали вышестоящие начальники.

В итоге вместо сплоченной команды нового губернатора, способной решать поставленные Президентом сложнейшие задачи, в сухом остатке мы будем иметь рыхлое разнонаправленное по своим личным интересам «войско». Малую его толику будут составлять победители распиаренных конкурсов, а основную часть – «варяги», присланные серьезными людьми и собранные по веками проверенному принципу – «ну как не порадеть родному человечку», хорошо знакомому, преданному и лично обязанному. С другой стороны, сегодня самостоятельные губернаторы со своей верной боеспособной дружиной тоже без надобности. Вместо самостоятельных региональных феодалов настает время технократичных управляющих  имениями – этаких Штольцев, если вспомнить русскую классику. И вместо боевой дружины им теперь положен модный цифровой проектный офис с департаментами унифицированных клерков. А реальными хозяевами имений, то бишь регионов, являются сегодня различные федеральные группы влияния. Нижегородскую область, к примеру,  ряд экспертов причисляют к группам Чемезова  и Кириенко.

А что же делать потом с целой  армией  эрудированных анкетных «лидеров» кадрового портала? По примеру победителей федерального конкурса, единицам вручат руководящие портфельчики, не имеющие стратегического значения. Правда, не исключены здесь и традиционные варианты, когда победитель  конкурса уже известен заранее, например, как руководитель регионального фонда капитального ремонта.

А куда же канализировать оставшихся многочисленных резервистов? На всех региональных руководящих постов не напасешься.  Есть смысл лучших из них, с реальными лидерскими задатками, отмобилизовать в муниципалитеты, где еще господствует кондовый местечковый феодализм. Как в свое время большевики послали на село рабочих 25-тысячников. Если губернатор и мэр Нижнего уже одна технократическая  команда, то про губернатора и шанцевских местных глав-феодалов этого пока не скажешь.

Перспективно муниципальное направление еще и тем, что после небольшого перекраивания функционала Администрации Президента к Сергею Кириенко перешло направление МСУ. И скорее всего, это значит, что в ближайшем будущем нас ждет очередная муниципальная реформа. Сладко кормить целую аппаратную армию местечковых феодалов без реального функционала и ресурсов, не способных к самостоятельному заработку, обнищавшему государству становится накладно. Поэтому муниципалитеты придется и дальше укрупнять, а семейные и клановые местные администрации тоже переформатировать в малолюдные технологичные проектные офисы, интегрированные в региональную вертикаль. А в поселениях будет вполне достаточно старосты-общественника с околоточным надзирателем и парой урядников на всю округу.

В самом Нижнем Новгороде уже идет работа в этом направлении.  Создается мощная агломерация, объединяющая муниципалитеты в радиусе 100 километров. Хорошим пилотным проектом в глубинке могло бы стать  объединение на юге области Кулебакского, Навашинского и Выксунского городских округов, так называемого КВНа.  На севере явно просматривается  Шахунская агломерация. И многие предпосылки для такого объединения там уже имеются.

Петр АВДЕНТОВ

Похожие записи