Диалог по приказу

Формальные общественные слушания мало влияют на изменения реалий

В последнее время нас буквально захлестнул настоящий вал самых разнообразных общественных слушаний и обсуждений. Ладно бы заседали наши прогрессивные  общественники в холод и слякоть, так теперь им и летом покоя нет.

Почему-то именно в разгар лета областное правительство вдруг решило провести целых 50 стратегических сессий по обсуждению региональной Стратегии-2035. Над ее проектом уже поработали более 400 региональных и федеральных экспертов. За несколько месяцев прошло около ста заседаний экспертных групп и столько же отраслевых совещаний, где эксперты детально проработали каждое предложение, каждую инициативу, определив векторы развития всех отраслей региональной экономики, а также точки роста Нижегородской области по трем основным стратегическим направлениям: человеческий капитал, экономическое развитие, пространственное развитие и природные ресурсы.

 

И вот теперь этот титанический профессиональный труд надо еще раз, уже общественно, обсуждать. Для этого будет проведено 50 профильных стратегических сессий, которые обеспечат обратную связь авторов Стратегии с территориями.

Кроме того, команда Стратегии проведет встречи в трудовых коллективах региона, на предприятиях и в организациях, охватив с этой целью максимальное количество населенных пунктов области.

Как  гласит сайт Стратегии, эти встречи станут самой строгой — народной — экспертизой проекта, когда граждане будут сами определять приоритет тех или иных предложенных экспертами инициатив.

Более того, любой желающий сможет оставить свое предложение или комментарий на сайте Стратегии. Все инициативы будут обязательно рассмотрены и учтены.

Только после такого всестороннего обсуждения Стратегии она будет вынесена на всенародное голосование 9 сентября 2018 года. Это будет уникальный опыт для всей России, когда документ такого рода получит мандат доверия всего населения области и станет обязательным для исполнения для всех органов власти.

Так и представляется картинка, как в разгар летних отпусков общественники, и особенно трудовые коллективы, рвутся обсудить свое светлое будущее в 2035 году, когда уже в этом и следующем им припасли повышение пенсионного возраста, налогов, цен и пошлин. И все эти жестокие меры родного социального государства им сначала всенародно обсудить почему-то никто не предлагал. Карманы у населения выворачивают безо всякого обсуждения, в отличие от далекого светлого будущего.

Обсуждаемая стратегия далеко не первая для региона. На памяти у многих довольно масштабная разработка стратегического будущего  при полпреде Сергее Кириенко. Какое будущее там разрабатывалось, уже забылось, а вот большие залы, заставленные круглыми столами,  помнятся до сих пор. За этими столами самые различные эксперты в формате мозгового штурма буквально на глазах ковали это самое будущее. Насколько оно оказалось светлым, можно убедиться сегодня.

Еще свежее в памяти шанцевская Стратегия 2020, разработанная в 2005 году.  Одним  из ее достижений уже стало 70-е место Нижегородской области  в федеральном рейтинге инвестиционной привлекательности регионов по итогам прошлого года.

И вот теперь стратегия никитинская, с цифровым будущим, и доходами нижегородцев к 2035 году в 82 тысячи рублей. Ну, кто доживет, проверит.

Если присмотреться, то  сама реализация цифрового будущего тесно связана с интересами контролирующих сегодня регион федеральных финансово-промышленных групп, таких как Ростех, Росатом, Ростелеком и стоящих за ними конкретных серьезных  людей, пролоббировавших назначение к нам Глеба Никитина. Ничего в этом плохого нет, хорошего даже больше. Новый назначенец уже пришелся нижегородцам по душе, особенно во время мундиаля. Но говорить о серьезном изменении вышеозначенных конкретных стратегических интересов под влиянием общественных обсуждений по приказу сверху было бы наивным. Наивно думать о реализации любой стратегии и без определения источников и объемов финансирования. К примеру, недавно родное государство вдруг  сократило продекларированные  объемы господдержки  аграриям, и у тех сразу пошли под откос их маленькие стратегии и текущие планы.

Немного смущает и то, что стратегия будет вынесена на всенародное голосование именно 9 сентября – в день выборов губернатора. Это не случайное совпадение позволило предположить ряду СМИ  и телеграм-каналов, что и само обсуждение, как самоцель, директивно запущено под губернаторские выборы. По сути, это обычная политтехнология,  вполне законные, слегка припудренные предвыборные встречи с мобилизованным лояльным электоратом.  Предположение это подкрепляется  и появившимися рекламными билбордами  и плакатами на тему стратегии.  Имя Глеба Никитина с его слоганом на них выделено в соответствии с выборными канонами.

 

Не выдерживает критики и тезис об уникальности нашего опыта для всей России.

«Мы продолжаем масштабную работу по формированию Стратегии развития Кемеровской области. Каждый день ваши идеи и пожелания поступают на сайт кузбасс-2035.рф, одновременно эксперты на тематических стратсессиях обсуждают проекты, предлагаемые к включению в Стратегию. Вчера состоялось сразу два обсуждения…. Я хотел бы поблагодарить участников сессий за их активное участие в работе, готовность вместе создавать будущее Кузбасса. Предлагаемые сегодня проекты позволят нам уже завтра сделать рывок в социально-экономическом развитии и добиться поставленной цели – стать лучшими за Уралом…», — пишет 1 июня на своей страничке в Фейсбуке врио губернатора Кемеровской области Сергей Цивилев. Ему тоже выбираться 9 сентября. Похоже, подобная предвыборная методичка разработана не для одного нашего врио.

 

Публичные слушания и общественные обсуждения становятся обязательными перед принятием многих законопроектов и нормативных актов, например по проектам регионального бюджета и его исполнения. Причем в ряде случаев эти слушания можно проводить в заочной электронной форме. Например, по информации руководителя областного Минфина Ольги Сулимы, для общественных слушаний 19 июня по исполнению бюджета 2017 года на сайте минфина зарегистрировалось около 6,4 тыс. человек. По ее мнению, заочное участие в публичных слушаниях дает возможность неограниченному числу граждан оставлять свои вопросы и получать на них ответы. О том, как эти вопросы-ответы реально влияют на исполнение бюджета, говорить пока не приходится. В то же время сама госпожа Сулима на чистом глазу доложила, что «майские указы» Президента в регионе выполнены полностью. В отличие от России в целом.

 

В муниципалитетах общественное обсуждение всего и вся идет также достаточно активно. Регулятор громкости здесь тоже в руках исполнительной власти. Конкретные конкурсные вопросы решаются с минимальной оглаской, а популистские, с самопиаром, — освещаются на всю громкость. За ней частенько можно не расслышать саму суть принимаемых решений.

Взять, к примеру,  обсуждение нового положения о проведении публичных слушаний в Нижнем Новгороде. Внешне  декларируется повышение на них роли общественности, а по сути – число участников с правом голоса ограничивается по территориальному признаку.

«Если раньше участвовать в слушаниях могли все граждане города, то с принятием положения будут граждане, постоянно проживающие на территории. По новым правилам, чтобы стать участником слушаний нужно пройти идентификацию — (ФИО, дата рождения, адрес места жительства) и приложить подтверждающие документы. Получается, что если вы не проживаете в границах обсуждаемого проекта, то на слушаниях вам делать нечего — ваше мнение никого не волнует», — подметила на обсуждении документа известная нижегородская градозащитница Мария Попова. — «Но это еще полбеды. Будет сложно (если вообще — возможно) реализовать свое право по обсуждению, внесению предложений по рекреационным территориям. Не совсем понятно — кто сможет быть участником слушаний по зеленым зонам, на которых вообще никто не живет, к примеру, по Волжской пойме».

Не проработан до конца и механизм оповещения населения о публичных слушаниях. Прокуратура, например, считает, что для этого дополнительно необходимы специальные информационные стенды.

Несмотря на все замечания, «сырой» проект Положения был принят городской думой в первом чтении практически единогласно.

Меж тем запрос на коммуникацию населения с властью стоит как никогда остро. Это лишний раз подтвердило циничное заявление федерального правительства о пенсионной реформе в разгар мундиаля, причем  без всякого предварительного экспертного и общественного обсуждения. Вдруг опять прокатит, и народец безропотно проглотит очередную горькую пилюлю. Не прокатило. Волна возмущения стала зашкаливать, и власть, чертыхаясь, задним числом начала организовывать псевдообщественное обсуждение и разъяснительную работу – для вас, дескать,  неразумных стараемся.

К сожалению, дискредитировали себя в этом процессе и созданные по указке сверху различные общественные  палаты и советы. Вспоминаю, как один из местных глав, чуть ли не первый создавший при себе и под себя общественный совет, поучал коллег. Вот придут за мной, а я им – протокольчик заседания совета – общество постановило, а не я единолично мутное решение принимал. До сих пор нормального демократического механизма по формированию состава этих важнейших общественных структур так и не выработано. И по сути они являются фейками.

Справедливости ради, надо признать, что кое-какие результаты от общественной народной активности в Нижнем Новгороде все же есть. Удалось спасти часть от дорожного строительства часть парка Кулибина, со спасением Почаинского оврага намечаются положительные перемены, сохранением других зеленых зон.  Но и тут надо различать инициативу снизу и ветер перемен сверху, как произошло, например,  с исторической реновацией центра города. Подул ветерок, и власть сразу изменила свое отношение к защитникам «гнилушек».

В целом же формальные и организованные сверху общественные обсуждения на изменения реалий (вне властных интересов) практически не влияют.  Как говорил ярый общественник из бессмертной пьесы «Горе от ума», шумим, братец, шумим.

Петр АВДЕНТОВ

Похожие записи

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*